|
|||||
|
|||||
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА РЕПЕТИТОРСТВА Раскрою теневую сторону репетиторства – мало кто в сети её поднимает, а, между тем, она оказывает серьёзное влияние на профессию. Считается нормальным, когда школьники привязываются к своему учителю. С любимым преподавателем повышается мотивация, улучшаются знания, учёба по предмету такого учителя становится в радость. Пожалуй, больше ни в какой профессии нет необходимости в факторе привязанности. Врач не привязывается к пациенту, а продавец к покупателю, уборщица к жильцам, а полицейский к преступникам. Все держат дистанцию в силу того, что видятся редко, практически одноразово. Только долговременное сотрудничество формирует привязанность. Вот почему учителю нужно любить детей – он видит их часто, долго, много взаимодействует, из-за чего оба участника процесса оказывают большое влияние друг на друга. Попробуйте для себя ответить на вопрос: согласились бы вы общаться с человеком, которого вы не выбирали ни в друзья, ни в знакомые? Общаться на регулярной основе, независимо от того, хочется вам этого или нет, есть ли у вас настроение и дружеская симпатия? Школьный учитель вынужден это делать, но взамен он получает обожание десятков детей, возможность управлять ими, влиять на их мировоззрение. Он остаётся в их памяти светлым воспоминанием, к нему они приходят на вечер встречи выпускников, дарят цветы и тёплые слова. Репетитор, являясь таким же педагогом, всего этого лишён. В лучшем случае он получит отзыв от родителей в духе «Имярек является прекрасным педагогом, ребёнку очень нравится заниматься с этим преподавателем, обязательно будем ходить дальше». А фактор привязанности никуда не делся. Репетитор любит своего ученика, который может в любой момент прекратить занятия и не сообщить не то что причину, но даже не поставить перед фактом. Каждый раз, прекращая занятия с учеником, репетитор вынужден вырывать его из своего сердца. Приходит новый – и репетитор принимает его максимально дружелюбно, стараясь расположить к себе, завоёвывает его доверие, без которого невозможны плодотворные занятия. Языковым репетиторам особенно тяжело, потому что изучение языка – это общение, на нём всё держится и вокруг него всё строится, в отличие от других предметов. Репетитор-лингвист должен быть готов к общению. Представьте, что сегодня вам не хочется разговаривать, хочется молчать, смотреть в окно и думать о вечном. Или вообще не думать, созерцая дождь, или снег, или облака, грациозно плывущие по небу. Но приходит ученик и вам приходится включать в себе «живчика», собеседника-душку, клоуна-аниматора, чтобы вовлечь ученика в процесс. Совсем дело швах, когда у ученика такое же «неразговорчивое» настроение – он человек, имеет на это право – а какая-то тётка пытается заставить его говорить, произносить вслух слова, что-то обсуждать. В этот момент с таким учеником репетитор вынужден становиться психологом, чтобы мягко перевести подопечного из одного душевного состояния в другое, необходимое для урока. Недавно на просторах интернета увидела мем, который во всей своей печальной красе проиллюстрировал положение дел – девушка восклицает: «Это я oтменяю зaпиcь к псиxoлогy, потoмy что yже oбcудилa всё с pепетитopом по aнглийскoмy!» Чудовищный мем. Репетитору не платят тех же денег, что психологам, но пользуются спецификой предмета и талантами преподавателя входить в положение ученика и переключать его внимание, настраивать психику на достижение учебных результатов. Последние пару лет всё чаще родители приводят на занятия детей невоспитанных, педагогически запущенных, скрывают диагнозы, а то и вовсе не в курсе, что ребёнку требуется серьёзная диагностика с последующей коррекцией у соответствующего специалиста, но никак у РЕПЕТИТОРА. Ждут от репетитора чудес только потому, что мы же вам ПЛАТИМ. Выросло то поколение, которое когда-то само было запущено в силу распада страны и исчезновения идеологии ответственности, взаимовыручки, стремления к знаниям. Поколение с тяжёлым психологическим наследием в массе своей не способно обеспечить детей здоровой атмосферой обучения вне школы. За более чем 20 лет преподавания я видела многое, но то, что происходит сейчас, заставляет меня задумываться о смене профессии. Смутно приходит понимание высказанной кем-то фразы о том, что репетитор – это та же самая проститутка. Сначала меня коробило, а теперь понимаю, что имел в виду автор этого высказывания. |
|||||
|
|||||