английские карточки по разным темам

Гипатия Александрийская - женщина учёный и философ
Гипатия Александрийская:
(около 370–415)
учёный и философ

В античной истории было не так уж много женщин-учёных, чьи имена дошли до нашего времени. Одной из таких женщин была Гипатия Александрийская. В ней гармонично сочетались внешняя красота, скромность и мудрость. Но наступающая эра христианских мировоззрений не могла допустить существование умной и образованной язычницы.

Она выросла в семье просвещённых людей – её отцом был Теон Александрийский, один из учёных так называемой Александрийской школы. Он занимался математикой и был известен своими комментариями к «Началам» Евклида и астрономическим произведениям Птолемея. Отец лично занимался образованием дочери, так что знания у неё были колоссальные. Существует также предположение, что Гипатия прошла Посвящение, подобно тому, как прошли этот обряд другие знаменитые учёные древности, в том числе Пифагор и Платон.

Гипатия сидит в окружении соратников

Гипатия преподавала математику, составляла астрономические таблицы и читала студентам лекции по трудам Аристотеля и Платона – она получила возможность делать это в Александрийской школе на философской – ведущей! – кафедре благодаря своему уму и образованности. Неудивительно, что послушать её приходили люди не только из Александрии, одной из ведущих полисов Империи, но и из других городов.

Как писал историк по имени Сократ Схоластик, Гипатия преподавала философию всем желающим, и достигла в этой науке достаточно высокого уровня. Вместе с тем она никогда не стремилась противопоставлять себя и своё мнение учёным других философских школ, и отличалась невероятной скромностью, что отмечали все её современники.

Гипатию считают изобретателем таких приборов, как дистиллятор, ареометр, а также подвижной карты звёздного неба под названием планисфера. Гипатия создала свой собственный прибор - астролябию, усовершенствовав придуманный Клавдием Птолемеем астролабон.

Портрет Гипатии

Кроме всего прочего, Гипатия писала комментарии к трудам различных философов, например, к произведениям Диофанта Александрийского и Аполлония Пергского, которые, к сожалению, не дошли до нашего времени.

Достоверно не известно, какими были философские воззрения Гипатии, так как в научном мире считается, что ни один из её трудов не сохранился. Но есть и другая точка зрения – исследователи произведений Диофанта предполагают, что создателем текста, который стал основой для его «Арифметики», найденной, кстати, всего двадцать лет назад, может быть именно Гипатия. Этот трактат, написанный на арабском языке и переведённый впоследствии Костой ибн Лукой, по их мнению, был написан не самим Диофантом, а неким неизвестным комментатором, который очень хорошо разбирался в научных методах, используемых древнегреческим математиком.

Дело в том, что в среде учёных из Александрии и Византии в современное Диофанту время жил только один учёный-математик, который упоминался историками в качестве комментатора его трудов - это Гипатия. А о других математиках подобного уровня никаких данных в исторических хрониках нет. Если автором арабской части трудов Диофанта является именно Гипатия, то тогда это единственное её сочинение, которое дошло до нашего времени.

изображения Гипатии

Сохранились некоторые высказывания Гипатии, которые можно прочитать в трудах современных ей историков. Например, она говорила: «Мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем». И ещё один афоризм: «Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». Естественно, это весьма расходилось с установками ранней христианской церкви, в то время суеверия насаждавшей.

Судьба Гипатии сложилась довольно печально. Кроме преподавания в Александрийской школе, она участвовала в политических делах родного города. Её влияние на городского префекта Ореста вызывало постоянный негатив со стороны епископа города Кирилла. По оценкам историков, Гипатия стала одной из жертв его фанатичности, причём самой знаменитой жертвой. Известность женщины-философа, которая по вероисповеданию была язычницей и довольно-таки терпимо относилась к другим религиям, не нравилась представителям христианской общины города, хотя среди её учеников были не только язычники, но и христиане.

Трудами христианских фанатиков из неё сделали еретичку, произведения её сожгли. А тем временем жития преподобного Кирилла, причисленного к лику святых католической церкви, распространялись по миру. Вину за гибель Гипатии с него пытались снять, и даже сейчас представители церкви говорят, что нет никаких доказательств того, что всё это произошло с ведома и одобрения епископа Кирилла.

Гипатия Александрийская на собрании

Тем не менее, труды Гипатии были впоследствии уничтожены христианской церковью, которая с упорством выжигала всякое упоминание о женщине-философе. После гибели этой выдающейся женщины греческий научный мир начал приходить в упадок и такие яркие персонажи в нём перестали появляться. Ученики Гипатии сразу же покинули Александрию, видимо, опасаясь преследований, а философская школа города превратилась в богословское научное учреждение. Вот так пришёл конец научным школам, а вместе с ним закончился и "золотой век" греко-римского владычества. Средиземноморье погрузилось в "тёмные века". Показательно, что именно с приходом христианства женские имена практически перестали встречаться в европейской науке и искусстве на многие века.

Агора - фильм о Гипатии

Символично Гипатия стала воплощением той силы, что вела героев от Крита до позднего Рима; силы, на которой поднялась цивилизация Богини, прославляющая Женщину-Мать. Окидывая события тех веков нашим современным взглядом, можно сказать, что Гипатия и Кирилл стали олицетворением двух сил – женской и мужской, которые существовали всегда и будут существовать вечно, стремясь к равновесию, а если не могут достичь гармонии во взаимосуществовании – уничтожат друг друга, что и происходит повсеместно на всех уровнях бытия: об этом свидетельствует число разводов, войн, катастроф и брошенных детей.

Рекомендую посмотреть фильм «Агора» об этой замечательной женщине, снятый в 2009 году. Роль Гипатии блестяще сыграла Рэйчел Вайс.

Наталья Наталис


Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается.
В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт www.tais-club.ru

Оставить комментарий или задать вопрос: admin@tais-club.ru

   Tais Afinskaya Club © Все права защищены