При чём здесь любовь?

Очередные слухи о законе, ограничивающем право наших детей на бесплатное образование, вызывают в интернете волну возмущения. Те предметы, которые нам преподавались в рамках всеобщего образования, грозят сделать платными, тем самым сводя навыки подрастающего поколения к чтению, письму и счёту. Гневу интернет-обитателей нет предела: «наши дети совсем тупыми станут», «из народа хотят сделать быдло», «ну конечно, кому нужны грамотные люди!»

Предлагается собирать подписи, писать президенту, устраивать митинги против подобных законов. Но если отбросить в сторону эмоции и попытаться взглянуть на ситуацию трезво - как и полагается смотреть на вещи, имеющие практическое значение – то можно увидеть любопытную картину. Неприятную многим, но весьма правдивую.

Здесь очень хочется прибегнуть к параллели. В годы своей учёбы в университете мы (под «мы» я подразумеваю людей 35 лет и старше) страдали от отсутствия литературы по изучаемым предметам - приходилось многие книги покупать, и не всем это было по карману. Интернет тогда был только в специализированных салонах и ужасно медленный. Мы обменивались литературой, конспектами, сами писали рефераты и курсовые, часами просиживали в читальном зале – словом, мы учились.

Хотят ли учиться современные дети? Или этого хотят их родители? Чего скрывать – мы и сами не отличались прилежанием в школе. Были любимые предметы, любимые учителя, привычное деление на гуманитарный и технический склад ума. Но – и это главное отличие от современных детей – у нас, в первую очередь, было стремление к знаниям. Любой учитель, любящий свою работу, мог легко подобрать ключик к нашим сердцам и увлечь своим предметом. Конечно, были и конфликты, и родительские упрёки, и вызовы к директору.

Но в целом мы учились в здоровой атмосфере познания. Окружающий мир был интересным, из-за этого процессы его познавания протекали естественно. Сама среда, в которой мы росли, стимулировала любознательность. Много времени на свежем воздухе, мало телевизора, отсутствие соперничества в материальных приобретениях, хорошо организованная воспитательная работа способствовали грамотному развитию человеческих способностей.

И, наверное, было самое главное – родители любили детей. Кто-то может возразить: «А разве сейчас не любят?» Любят. Но надо признать, что за последние пару десятков лет понятие любви нивелировали до потребительского чувства. И в соответствии с этим внедрённым в массовое сознание продуктом (иначе не назовёшь) современные родители дают любовь своим детям. Оставляют их на бабушек-дедушек, потому что вынуждены работать на двух-трёх работах, чтобы расплатиться за машину, взятую в кредит. Покупают дорогие устройства, чтобы «мой ребёнок не чувствовал себя хуже других». Закидывают подарками, дабы сгладить своё редкое появление в кругу семьи. У богатых это происходит по одному сценарию, у тех, кто победнее, по-другому, а у самых бедных – как и прежде во все времена: алкоголь, избиения, унижения. Ребёнок получает не любовь, а её суррогат.

Но при чём здесь любовь? Какая связь между любовью и знаниями?

Человеческому существу для здоровой жизни требуется общение – эта истина стара. Но познавательные процессы ребёнка формируются должным образом только тогда, когда он чувствует, что его любят. Когда мама улыбается малышу, когда его гладят и разговаривают ровным ласковым голосом, в нейронных структурах мозга происходят изменения, запускающие познавательные процессы, которые отвечают за то, как ребёнок будет воспринимать, перерабатывать, усваивать и использовать информацию.

Если маленький человек чувствует душевный дискомфорт – громкие агрессивные голоса, отсутствие необходимой заботы, молчаливое недовольство или плохо скрываемое раздражение – установление нейронных связей замедляется, либо идёт со сбоями.

В своей жизни я встречала людей, выросших в семьях, где подлинная любовь отсутствовала - эти люди удивляли узостью мышления и неспособностью к новым знаниям и самостоятельным решениям. Некоторые из них с возрастом начинали понимать ценность образования, но, увы, время было упущено - учёба им не давалась, как они ни старались.

Мне также посчастливилось знать детей, родители которых любили их так, как им шло на пользу – видели в них личности, считались с ними, знали особенности каждого возрастного периода, помогали, но не ограждали от трудностей, заботились, но не опекали, разговаривали по душам, но не лезли во внутренний мир ребёнка без его разрешения. Дети эти были теми, о которых говорят, что «он схватывает знания на лету» или «она впитывает новый материал, как губка». Независимо от уровня материального достатка своих родителей, такие дети удивляли разнообразными талантами, простотой и искренностью в общении, великолепной памятью и высоким уровнем ответственности.

Мозг ребёнка обладает хорошей пластичностью, это известно. Многие родители осознают ценность разнообразных кружков и выкраивают время для того, чтобы регулярно водить своё чадо в танцевальную студию или на курсы рисования, школу иностранных языков или секцию восточных единоборств. Предложений море. Но если дома ребёнок не получает подкрепления своего успеха в виде любви, результат его деятельности сводится к минимуму. Он будет знать пару приёмов дзюдо, но не разовьёт волевой характер; он сможет нарисовать пейзаж, но не вдохнуть в него жизнь; он овладеет тысячей-другой иностранных слов, но не будет способен выразить свою мысль. И такой формальный подход он пронесёт сквозь всю жизнь – как следствие формальной любви, которую он получал от окружающих.

Формальность – основа автоматизма, когда творчество превращается в привычку, а содержание деятельности уходит. Самое печальное, что выросший человек придерживается такого подхода во всех областях своей жизни. Вот откуда берутся хамоватые продавцы, чёрствые учителя, равнодушные врачи, безразличные чиновники.

Это в профессиональной сфере.

В личной жизни такие люди наступают на одни и те же грабли, создавая семьи с себе подобными и мучаясь на пару всю жизнь – от алкоголизма, побоев, ругани, истерик, низко оплачиваемой работы. Это ненадёжные коллеги и беспокойные соседи. Не умеющие любить, они не могут дать этой любви своим детям.

Другая проблема – они не могут даже изменить что-либо в своей жизни. Чтобы что-то изменить, нужно знать - как. Чтобы получить знания и извлечь из них пользу, нужно уметь пользоваться данным нам от природы инструментом – мозгом. Но человек, выросший в атмосфере показной любви или её полного отсутствия, не в состоянии управлять познавательными процессами – они словно зациклены на том привычном наборе, который он вынес из детства. Нейронные связи устоялись, и информация об окружающем мире как бы бегает по кругу: одни и те же дендриты, одни и те же аксоны, одни и те же химические реакции на разные стимулы. Так физиология начинает главенствовать в жизни.

Любовь позволяет взять физиологические процессы под контроль, будит высшее Я человека, способствует эволюции психики.

Может ли любовь запустить познавательные процессы в зрелом возрасте? Безусловно. Но сначала ей придётся пробиться сквозь щит недоверия и лени, очистить душу познающего от шелухи равнодушия и цинизма. Не всякое любящее сердце выдержит подобное испытание. Не проще, и не человечнее ли изначально создавать для ребёнка здоровую среду развития?

Наталья Наталис

Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается.
В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт www.tais-club.ru

Оставить комментарий: comment@tais-club.ru

Задать вопрос: admin@tais-club.ru

   Tais Afinskaya Club © Все права защищены