Как
современное кино
влияет
на психику

Так получилось, что мне выпало жить на стыке двух эпох. Я хорошо помню девяностые с их кинокультурой – советской, европейской и голливудской. В то время производились фильмы, несущие в себе смысловую нагрузку. Быть развлекательным - такая задача тоже стояла перед кинематографом, но она не была первостепенной и единственной.

Кино того времени отображало достижения науки и человеческой мысли, образовывало и воспитывало. Это казалось настолько естественным, что вряд ли кому могло прийти в голову, что всего через пару десятилетий кинематограф выкинет из своего процесса человека, оставив место лишь для виртуозного технического исполнения!

Василий Ливанов, знаменитый исполнитель роли Шерлока Холмса, говорит: «В этом заключается опасность современного кино: техника убивает самое важное в искусстве – человечность. Сегодня речь идёт о том, кто кого перещеголяет, а драматургия, мысли и чувства тут ни при чём. Главное – как можно сильнее шокировать зрителя».

Люди забывают следить за сюжетом, анализировать поступки и слова героев, когда на них обрушивается каскад спецэффектов. Если спросить человека, о чём фильм, он перечислит яркие персонажи и их действия, но какие мотивы за ними стоят, какова суть происходящего – мало кто из взрослых может ответить, а уж из детей - тем более. Массовое кино превратилось в аттракцион, участвуя в котором человек не замечает, как постепенно деградирует восприятие реального мира. Где-то прочитала очень ёмкую мысль: «Сейчас в кинотеатре торгуют физическими удовольствиями, как в публичном доме».

Я давно не хожу в кинотеатры. Отталкивают, в первую очередь, жующие попкорн зрители, неестественно громкий звук, вечно звонящие вокруг телефоны. Ни сосредоточиться, ни прожить события вместе с героями. Откуда пошла мода одновременно есть и смотреть фильм? Что в ней привлекательного? Ведь толком ни едой насладиться, ни картину прочувствовать! Бывшая одноклассница пошла на одну и ту же картину второй раз. Почему? «Да я всё время попкорн ела и не очень поняла, о чём фильм. Думаю, второй раз прояснит».

Знакомый юноша восторженно делится своими впечатлениями после просмотра фильма «Сталинград»: «Это самый лучший фильм о войне, который я видел!» На вопрос, почему, и что же так заставило трепетать его сердце, последовал ответ: «Там такие крутые спецэффекты, просто улёт!»

За стремительными бросками камеры, за яркими кадрами, за оглушающими саундтреками, за посредственной игрой актёров невозможно разглядеть, чем на самом деле живут герои, каков смысл их переживаний.

Психика человека так устроена, что требует нового. Хорошая почва для обучения. Но массовые фильмы не обучают – они развлекают зрителя, обескураживая его техническими достижениями, при этом опустошая душу.

Конечно, есть ещё кино, созданное для воспитания человеческих чувств, но до широких экранов оно почти не доходит, оседая на торрентах и закрытых просмотрах. Одна-две стОящих картины на десятки лент шлака – как тут не заблудиться? Всё просмотреть невозможно, человек привыкает к перемотке, а в результате – разочарование и потеря времени.

Если бы я знала выход, я бы его предложила. Увы, для меня тоже всё туманно. Несомненно одно – современным детям надо прививать киновкус. Всё, однажды увиденное и услышанное, оставляет отпечаток на психике, влияя на дальнейшую жизнь. События повседневности вынуждают человека принимать то или иное решение, но мало кто понимает, что решения эти продиктованы не глубинными потребностями, а «экранными боссами».

Карл Юнг сетует, что «В былые эпохи образам поклонялись посредством всевозможных ритуалов, теперь же они стали абстрактными, отвлечёнными понятиями. По мере развития наук наш мир становится всё менее человечным. Человек ощущает себя изолированным в космосе, поскольку его связи с природой разорваны, а эмоциональное "подсознательное единение" с явлениями природы утеряно. Последние постепенно утратили своё символическое значение. Гром более не глас гневающегося бога, а молния — не орудие его возмездия. В реках нет водяных, в деревьях не таится жизненная сила, змеи не являются воплощением мудрости, а горные пещеры не служат прибежищем великих демонов. Камни, растения и животные более не разговаривают с человеком, да и сам он не обращается к ним, как раньше, думая, что его услышат. Нет больше связи с природой, нет и той глубоко эмоциональной энергии, возникавшей от этого символического единения…»

Если бы Юнг дожил до наших дней, он бы сказал, что образы-символы на самом деле не исчезли. Они переселились на экран, зажили кинематографической жизнью, тем самым продолжая своё влияние на человеческую психику, и даже усиливая его. Когда мы пихаем в желудок всё подряд, неудивительно получить расстройство пищеварения, а то и болезнь посерьёзнее. Существует ли «Мезим» для психики? Разнообразное количество противоречивых образов, коим сознание на пару с подсознанием напичкано под завязку, человеку почему-то не кажется значимым, ведь психика для него понятие абстрактное. Её нельзя увидеть и измерить. Однако неврозы начинаются именно в ней.

Берегите свою психику. Не потребляйте бездумно сериалы и фильмы, не превращайтесь в заложников киноиндустрии. Найдите настоящие интересы в своей жизни и проживайте её, перестав тягаться с экранными эталонами!

Наталья Наталис

Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается.
В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт www.tais-club.ru

Оставить комментарий: comment@tais-club.ru

Задать вопрос: admin@tais-club.ru

   Tais Afinskaya Club © Все права защищены