Что даёт
высшее
образование

Когда-то высшее образование считалось престижным. Заветный диплом приносил больше денег и позволял обзавестись престижным статусом. Однако приобретение сакральных знаний оставалось первоочередным преимуществом.

До недавних пор. С приходом интернета вся информационная сакральность растеклась по электронным библиотекам и специализированным форумам – доступность знаний каждому стала настолько очевидной, что нет смысла даже об этом писать. Замечу только, что эта доступность является настолько большим благом, что мы перестали его ценить.

Иван Ефремов в своём романе «Таис Афинская» описывает отношение к знанию более двух тысяч лет назад:

«Эллины узнали о великом враче Дживаке, жившем триста лет назад, обладателе камня, который освещал органы внутри тела, о другом враче, умевшем предохранять людей от заболевания оспой, втирая им в маленькую ранку кровь, взятую от перенёсшего болезнь человека.

- Почему же теперь врачи повсеместно не пользуются этим способом, - воскликнула Таис, - и сами вы говорите о них, как о чём-то полузабытом?

Старший жрец посмотрел на неё длительно и безмолвно, а младший вскричал с негодованием:

- Нельзя говорить так, прекрасная посвящённая! Всё это и ещё многое другое - тайна, запертая в древних книгах. Если она забыта, значит, так угодно богам и Карме. Когда мы, жрецы высшей касты, узнаём, что чтение священных книг подслушано человеком низшей касты, мы вливаем ему в уши расплавленный свинец!»


Без паники! Сейчас никто не вольёт вам в уши расплавленный свинец за то, что вы посещаете электронные библиотеки или «сидите» на тематических форумах. Вот оно знание – в широкой доступности и совершенно безопасно!

Но почему-то мир никак не выберется из болезней и войн. Почему-то людьми всё также легко управлять через эмоции. Почему-то от обилия знаний невежество не торопится выкинуть белый флаг…

А всё потому, что знания, разбросанные по всемирной сети, неструктурированны, то есть находятся, как и наш мир когда-то, в состоянии хаоса.

Высшее образование помогает этот хаос систематизировать и, таким образом, начать применять уже системные знания на практике. Достигается эта систематизация не только с помощью программы обучения, но, в первую очередь, с помощью преподавателей. Где ещё вы поговорите с думающим человеком?:)

Самое же ценное, что даёт высшее образование – это умение мыслить. Очень часто от студентов и выпускников можно услышать такие слова: «Зачем мне этот предмет? Всё равно в жизни он не пригодится!»

Во-первых, никто не знает, что ему может пригодиться в жизни – пути Господни, как известно, неисповедимы.

А, во-вторых, - хотя этот пункт должен быть самым главным - сочетание разных предметов формирует целостное мышление – логически-художественное, рационально-интуитивное. Ростки его появляются ещё в школе, университет даёт возможность колоску целостного мышления развиться, а урожай человек снимает в повседневной жизни. И если жизнь неурожайная, значит, плохо человек возделывал своё мыслительное поле.

Помню свой первый экзамен в университете – это была физиология. Мне очень нравилась преподавательница – безумно интересный рассказчик. К её экзамену я готовилась с удовольствием, но лучше всего знала билет о сновидениях. В назначенное время села перед любимым лектором и бодро начала: «Сон – это физиологический процесс». На этом месте она меня прервала: «Процесс или явление?» Я не растерялась, ведь перед глазами стояли строчки из учебника, которые я воспроизвела почти дословно. Повторив свой ответ, я снова услышала тот же вопрос, на который дерзновенно ответила: «Я же помню – именно так было написано в учебнике!» «Вернитесь на место и подумайте», - сказала преподавательница. Но и на месте я не могла взять в толк, что от меня требуется. Через некоторое время снова села отвечать и снова услышала тот же вопрос. Увидев мою растерянность, преподаватель отправила меня на пересдачу. Признаюсь, что экзамен по физиологии я сдала лишь в конце третьего курса.

Только спустя время мне стало ясно, чего добивалась эта, безусловно, мудрая женщина. Она – как и многие преподаватели в нашем университете – хотела, чтобы мы ДУМАЛИ. Система высшего образования выстроена таким образом, чтобы научить человека думать, развить в нём оба вида мышления – аналитическое и синтетическое, образное и абстрактное. Сочетание этих типов даёт, можно сказать, супермышление, ведь человек становится способен не только видеть картинки на внутреннем экране, но и мысленно оперировать целыми блоками понятий, для которых у мозга картинок попросту нет, потому что понятия эти «облачные».

Университет давался мне тяжело, хотя учиться люблю, но после окончания я почувствовала, как изменилось моё мышление. Если до поступления меня интересовали исключительно гуманитарные предметы, то после я увлеклась физикой (в том числе квантовой), химией, экономикой, информатикой и смежными науками.

Вы спросите – и что с того? Хорошо, стала «супер-пупер интеллектуалкой», но каким образом это «супермышление» может пригодиться в жизни?

Во-первых, я стала интересным собеседником, потому что искренне интересуюсь предметом разговора и умею его поддерживать. Мне не приходится посещать ораторские курсы, пикап-семинары и тренинги по коммуникативному взаимодействию.

Во-вторых, я стала понимать события, происходящие в мире, на более глубоких уровнях, что позволяет мне правильно искать информацию, анализировать её всесторонне и делать выводы, защищая себя от пропаганды и зомбирования, но в то же время не впадать в цинизм и уныние. В-третьих, я перестала уподобляться щепке в бушующем океане жизни. Я не перестала быть щепкой – но научилась управлять течением, чтобы плыть, куда надо.

Конечно, вокруг обязательно можно найти пример, когда человек с высшим образованием представляет из себя серую, тусклую, аморфную личность, но это просто означает, что он не воспользовался шансом, который предоставил ему университет.

P.S.:Информация для тех, кто всё-таки задумался, что такое сон – процесс или явление. Это и то, и другое, но требующее своего контекста для правильного употребления.

P.P.S.: Речь идёт о старых проверенных вузах, в которых сильны традиции и ещё остались принципиальные преподаватели. Новоиспечённые коммерческие университеты – это лотерея.

Наталья Наталис

Использование материалов сайта в offline-изданиях без согласования с автором категорически запрещается.
В online-изданиях разрешается использовать материалы сайта при условии сохранения имени и фамилии автора и активной гиперссылки на сайт www.tais-club.ru

Оставить комментарий: comment@tais-club.ru

Задать вопрос: admin@tais-club.ru

Комментарии:
Александр Рифеев
Работая по специальности которая стала мне родной, я с удивлением нашел, что большинство приходящих к нам и окончивших вузы по данной специальности, практически были менее подготовлены к работе чем я, которого учили в процессе работы опытные практики этой же великой специальности ....
Наталья
Александр, это здорово, что Вы увидели свою высокую конкурентоспособность по сравнению с выпускниками:) Я полностью на стороне синтеза теории и практики. Вам не хватало теории, Вашим новоявленным коллегам - практики. Вы можете (или уже сделали это) восполнить теорию самообразованием, а они - непосредственно в трудовом процессе. Но надо принимать в расчёт, что высшее образование на то и высшее, что даёт ЦЕЛОСТНОЕ представление о мире. В моём лингвистическом прошлом были и экономика, и политология - тогда я всё думала, зачем мне эти предметы? А теперь вижу, как они пригождаются мне в повседневности - я и в политике разбираюсь, и в текущей экономической ситуации, соответственно, относительно защищена от зомбирования. Это, разумеется, помимо моих профессиональных навыков. К слову, училась я на заочном, а уж у него репутация, сами знаете, неприглядная. Но я из тех заочников, которые умеют учиться самостоятельно:)
Виктор Иванов
За свою долгую жизнь не втретил ни одного человека, которому помешало бы высшее образование. Окончив ВИМУ молодые выпускники сразу идут в море на атомных лодках офицерами. "Практиков" туда не пошлют...
Анастасия
Согласна с Виктором. Высшее образование - асбсолютно не помеха!
Бездипломник
А кто посчиает время, потрачнное на получение этой самой вышки? По-моему, за тот же самый срок можно научиться конкретной специальности, которая и будет кормить.
Наталья
Бездипломник, высшее образование даёт не только возможность зарабатывать, но и помогает понять, как устроен окружающий мир, разобраться во всех хитросплетениях повседневной жизни.
Бездипломник
А если я самостоятельно пытаюсь разобраться? :)
Наталья
Тоже хорошо :)
Бывшая студентка
Наталья, Бездипломник - как бы ни было прекрасно обучение самого себя, экзамены-то себе не сдашь. Контроль и проверка знаний - неотъемлемая часть высшего образования, а сами экзамены - стимул (не сдашь - отчислят)
Наталья
Бывшая студентка, доля правды в Ваших словах есть, причём большая. Но не будем лишать шанса потенциального Ломоносова... :)
Бывшая студентка
Наталья, я не встречала в своей жизни потенциальных Ломоносовых, честно :)
Мисс Кисс
Я! Я - потенциальная Ломоносова! Мне бы только обоз подходящий)))
   Tais Afinskaya Club © Все права защищены